Библиотека кейсов и практик
Материалы подготовленные экспертами СКТ

Экспорт туризма: как регионам иностранного гостя привлекать

Экспорт туризма: как регионам иностранного гостя привлекать


Сегодня регионы делают многое, чтобы завлечь, удивить, накормить и спать уложить российского туриста. А как привлечь иностранных путешественников? По каким критериям можно оценить потенциал экспорта туризма?

Правительство РФ выделяет 17 приоритетных стран для сотрудничества в сфере туризма. Это Китай, Индия, Иран, Саудовская Аравия, ряд стран Ближнего Востока – Бахрейн, Катар, Кувейт, Египет, Турция и другие, страны Южной и Юго-Восточной Азии –Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также республика Корея. Важная целевая аудитория - туристы из стран СНГ.

Что может быть интересным для туристов из этих стран и что необходимо для их комфортного приезда, пребывания и потенциального возвращения?

Туристы из ОАЭ и Саудовской Аравии комфортно чувствуют себя в Москве. Их привлекают рестораны, магазины. Им интересны катание на хаски и поход в цирк. А туристы из Китая с удовольствием ходят в Приморский театр оперы и балета во Владивостоке и музеи Санкт-Петербурга, посещают Байкал, Алтай, восхищаются северным сиянием в Мурманской области.

Региону повезло, если на его территории есть объекты из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. В России их всего 32, и вероятность того, что турист обратит на них внимание, достаточно высока. Но есть и немало природных, культурных, исторических, архитектурных, рекреационных объектов, таких как Мамаев курган в Волгограде, легендарное озеро Светлояр в Нижегородской области, Чуйский тракт, Академгородок в Новосибирске, крепость Дербент в Дагестане и многие-многие другие, которые известны в мире и притягивают внимание самостоятельных путешественников. А их число среди зарубежных туристов растет год от года.

Все больше внимания регионы обращают на продвижение своих туристических брендов, как визуальных (Ленинградская область, Краснодарский край), так и смысловых («Нижний Новгород – столица закатов», «Северное сияние» в Мурманске, «Счастье не за горами» в Перми). Качественное позиционирование, информирование, маркетинговая стратегия бренда и современные инструменты коммуникации с туристом влияют на привлекательность региона для гостей из-за рубежа.

Для иностранного туриста важна доступность достопримечательностей. Поэтому наличие в регионе международного аэропорта, налаженное железнодорожное сообщение, качество автомобильных дорог – среди основных параметров для экспорта туризма. Очень значимы при этом безопасность и комфорт в переездах, разветвленная сеть маршрутов.

Особое внимание зарубежные туристы обращают на инфраструктуру гостеприимства. Классифицированные отели категории 3*, 4* и 5* должны составлять не менее трети средств размещения. Пятизвездочные гостиницы – большая редкость в российских регионах, а именно их стараются выбирать зарубежные путешественники и турагентства. Альтернативой может стать строительство концептуальных глэмпингов и кемпингов, в том числе высокого уровня, в основе которого – развитый сервис. Качество и разнообразие ресторанов и кафе, наличие халяльных сертификатов, меню на иностранных языках и блюд локальной кухни, благоустроенная комфортная городская среда, развлечения и рекреации – тоже составляющие успеха.

Значимым трендом становится внедрение концепций и стандартов обслуживания China Friendly, India Friendly, Muslim Friendly. Это позволит гостям ориентироваться при выборе мест для размещения и посещения.

Важную роль играет цифровой профиль региона. Наличие туристических порталов региона на нескольких иностранных языках, большого количества иноязычных видеоресурсов, выгодно отличает те регионы, которые делают ставку на привлечение иностранного туриста. Не менее важна навигация в городах на иностранных языках, в том числе с элементами дополненной реальности.

Предложения туров в регион на сайтах федеральных или зарубежных туроператоров – индикатор экспортного туристического потенциала региона. Если ваш регион не представлен на сайтах Интуриста, Fun&Sun и других крупных игроков, имеет смысл подумать о разработке качественного турпродукта. Для многих территорий таковым стали национальные маршруты, которые могут быть адаптированы под интересы иностранных туристов.

Очень важно, когда в регионе есть стратегия развития туризма, где определены задачи и целевые показатели по экспорту туристических услуг. Большое значение имеет и многообразие видов туризма – природного, культурно-исторического, делового, промышленного, сельского, медицинского, рекреационного, водного и других. Это позволяет создавать продукты, сочетающие различные возможности и впечатления для разных целевых аудиторий, в том числе для премиального сегмента. Большим экспортным потенциалом обладают «модные» виды туризма – экологический, экстремальный, спортивный. Использование креативных идей в создании туристических продуктов для иностранных туристов является конкурентным преимуществом и позволяет выделиться на общем фоне, показать уникальность.

Большой прорыв в развитии международного туризма может дать межрегиональное сотрудничество. И тогда, в идеальной картине мира, индийские туристы будут комфортно путешествовать «за три моря» по открытому Афанасием Никитиным пути, посещая Дербент, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Углич и Тверь, а туристы из ближневосточных и азиатских стран покупать экстремальные туры в Калмыкию и Астраханскую область.