Библиотека кейсов и практик

Креативный туризм

Материалы подготовленные экспертами СКТ

Креативный туризм впервые был предложен и определен в 2000-м экспертами ЮНВТО как зона развития традиционной модели культурного туризма за счет более активного опыта туристами через активное погружение и личное вовлечение в местную культуру. В 2006 году ЮНЕСКО дало определение креативному туризму, как туризму, направленному на получение путешественниками опыта с активным обучением искусству, изучением культурного наследия или других культурных особенностей места пребывания. Такой вид туризма дает мощный импульс к активизации местного сообщества, развитию человеческого капитала и территории в целом и решает проблему отношения в туризме к культуре как статичному продукту, который нужно просто продать путешественнику. Если же сконцентрироваться на локальных творческих процессах, местной айдентике и нематериальных культурных активах, креативный туризм становится фундаментальным инструментом для борьбы с негативными последствиями традиционных моделей культурного туризма.


Впоследствии креативный туризм стал рассматриваться как путешествие с целью интерактивного изучения местной культуры путем освоения навыков и ремесел, типичных для данного региона. Креативный туризм «предлагает посетителям возможность развивать свой творческий потенциал посредством активного участия в мероприятиях учебного/обучающего характера», в рамках ремесел, которыми славится посещаемая дестинация.


М. Смит дал три варианта определения сущности креативного туризма. Первое: креативный туризм — это вид туризма, предполагающий путешествие в самое сердце / «на родину» конкретного вида творческой деятельности, будь то рукоделие, танцы, кулинария или музыка и непосредственное взаимодействие с местными жителями и традициями. Второе: креативный туризм — это вид туризма, в ходе которого путешественники участвуют в определенной творческой деятельности, которая может осуществляться далеко от места зарождения того или иного ремесла или промысла и практически в условиях отсутствия контактов с местными жителями. Третье: креативный туризм — это вид туризма, который предполагает освоение творческой деятельности в рамках креативных индустрий, таких как архитектура, кинопроизводство, мода, дизайн. Четвертая: креативный туризм как способ погружения в особую атмосферу места или участие в особом способе жизни местных жителей.


Рост интереса к внутреннему туризму в России, трансформация потребительской культуры путешественников и структуры потоков (от группового к индивидуальному) создает новое конкурентное поле, где возрастает запрос на новые УЗНАВАЕМЫЕ турпродукты.


Ключевым трендом, разворачивающимся в отрасли в последнее десятилетие, является развитие креативного туризма, где отдых не ограничен пассивным изучением архитектурных достопримечательностей, посещением музеев или покупкой сувениров. Напротив, креативный турист проводит отпуск путем полного погружения в местную культуру, историю и творчество. Подобный турист учиться готовить местную пищу, изучает языки, и вместо того, чтобы покупать сувениры — создает их сам.


Этот вид туризма предлагает нестандартные туристические продукты и услуги, в результате которых турист реализует потребности в творческом саморазвитии и самореализации через погружение в местную культуру, интеграцию с местным сообществом, в результате чего формируются новые навыки, уникальный опыт и впечатления. Это могут быть нестандартные маршруты по мастерским художников и ремесленников, посещению центров креативных индустрий, галерей, объединенных единой темой. Например, темой местной гастрономии, музыкального наследия места или изучения традиций локальной художественной вышивки.


Регионы, делающие ставку на креативный (творческий) туризм, как отличительный элемент для привлечения новых поколений путешественников получат в результате создание добавочной стоимости и повышения конкурентоспособности организаций и регионов на новых рынках туризма.


На рынке путешествий выделяют новые виды туризма с высокой долей креативной деятельности. Например, ремесленный, этнокультурный, гастрономический, сельский и экологический, духовный и образовательный и все виды социального туризма (семейный, детский, молодежный туризм и туризм серебряного возраста).